Быть педагогом весьма ответственно. Быть педагогом в детской школе искусств вдвойне ответственно. Помимо знаний по педагогике, психологии и воспитанию необходимо обладать художественным талантом – играть, петь, танцевать, рисовать. При этом далеко не каждый обладатель таланта, даже самого большого, может поделиться им с юными музыкантами, художниками, танцорами. Это дано далеко не всем и приходит со временем и опытом. А в начале педагогического пути это всегда сложно. Войти в класс педагогом вчерашнему студенту не так просто. Для этого, несомненно, нужны призвание и смелость.
В 2018 году 9 выпускников колледжей и вузов культуры и искусства переступили порог детских школ искусств республики в новом для себя качестве, как педагоги. Для некоторых из них это был порог родной школы.
На августовском совещании руководителей и преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Республики Тыва их приветствовали всем педагогическим сообществом. Министр культуры Республики Тыва Алдар Тамдын, когда то начавший свой трудовой путь преподавателем в ДШИ города Чадана, сказал слова напутствия. Вновь созданный Ресурсный центр подарил маленькие подарки.
С тех пор прошло полгода, первое в их педагогической жизни полугодие. Как начался учительский труд у вчерашних студентов, как встретили их коллективы, как сложились отношения с юными талантами. Посмотрим.
Хертек Айдыс Адар-ооловна., выпускница 2018 года Восточно-Сибирского государственного института культуры (Республики Бурятия, г.Улан-Удэ) по специальности «Музыкально-инструментальное искусство». Начала педагогическую деятельность преподавателем по классу домра в ДШИ с.Шамбалыг Кызылского кожууна. Контингент учащихся класса составляет 10 человек.
«Мои первые впечатления от работы в школе хорошие. Коллектив школы принял меня хорошо и тепло. Работать преподавателем было в начале трудно так как не было инструмента, но со временем инструмент нашли и обучение началось. Мне нравится работать по своей специальности. Я работаю и делаю свою работу с огромным удовольствием! У меня 10 учеников, они все послушные, целеустремленные. Мне нравится больше работать с мальчиками, потому что они более сообразительные, дома занимаются и на уроки приходят готовыми».
За прошедшие полгода Айдыс Адар-ооловна проявила себя и с другой стороны. Вместе со своей ученицей Хайдып Долумой дважды приняла участие в сумонном конкурсе «Две звезды» и в конкурсе, посвященном Дню учителя, заняла 1 место.
Ооржак Айдыс Аржаанович, выпускник 2018 года Кызылского колледжа искусств им.А.Б.Чыргал-оола, по специальности «Музыкальное инструментальное искусство. (Балалайка)». С 1 сентября 2018 года работает преподавателем по классу «Балалайка» в ДШИ с.Межегей Тандынского кожууна. Контингент учащихся составляет 10 человек. По мнению его старших коллег, Айдыс Аржаанович хорошо владеет музыкальной теорией, компетентен в вопросах педагогики и психологии обучения и воспитания детей. Творческий человек с активной жизненной позицией. Доброжелательный, умеет вызвать интерес учеников к обучению игры на инструменте. Его ученики занимаются с большим интересом. Требовательный, тактичный, любящий свое дело. За короткое время показал себя с положительной стороны, пользуется авторитетом у коллег, учащихся и родителей.
Мижит-Доржу Шончалай Орлановна, выпускница 2018 года Красноярского государственного института искусств, по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство». С 1 октября 2018 года преподает в ДШИ пгт.Каа-Хем. Контингент учащихся составляет 8 учащихся, обучает детей игре на домре.
По мнению преподавателей этой ДШИ, за короткий срок показала хороший уровень знаний преподаваемых предметов. С первых дней работы в школе чувствует себя уверенно. Уроки проводит на хорошем уровне.
За четыре месяца смогла найти общий язык со своими учениками, а также с их родителями. Она внимательна, тактична и доброжелательна к учащимся. Вместе с тем требовательна, старательна.
У молодого преподавателя складываются хорошие отношения в коллективе. За время работы посетила уроки старших коллег. Всегда спрашивает, если ей что-то не понятно.
Шончалай Орлановна принимает активное участие в культурной жизни кожууна и школы. Участвовала в юбилейном концерте, посвященному 70-летию пгт. Каа-Хем, который проходил в Доме народного творчества в Кызыле в составе оркестра народных инструментов, а также выступила с номером на юбилейном концерте МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем.
Донгак Оскал Сергекович, выпускник 2017 года Восточно-Сибирского государственного института культуры (Республики Турятия, г. Улан-Удэ). Преподает по классу сольное народное пениев ДШИ с.Шамбалыг Кызылского кожууна. Контингент учащихся класса составляет 4 человека.
«Мне работать преподавателем вначале было трудно, но со временем я начал привыкать. Теперь я работаю и делаю свою работу с огромным удовольствием! Коллектив школы принял меня хорошо и тепло».
У Оскала Сергековича, несмотря на совсем небольшой педагогический стаж и опыт, уже имеются и достижения. Его ученица Чульдук Сурияа в сумоном конкурсе «Две звезды» заняла 3 место. Сам Оскал стал обладателем Гран-при этого конкурса. А в межкожууном конкурсе «Хову черни хамнаарагы» (с.Целинное) он победил в номинации «Надежда».
Севек Азиймаа Алдын-ооловна , выпускница 2018 года Кызылского колледжа искусств им.А.Б.Чыргал-оола по специальности «Хоровое дирижирование». Педагогическую деятельность начала преподавателем по классу «Хоровое пение» в родной ДШИ с.Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна. Контингент учащихся класса составляет 24 человека.
«Мне нравится работать с детьми, они послушные, талантливые. В октябре во время большого мероприятия в нашем селе, 80-летнего юбилея общеобразовательной школы, я помогала учителю музыки в работе с хором. В ноябре мои ученики участвовали в республиканском конкурсе «Мелодии серебряного ручейка» (г.Чадан) и стали дипломантами 3 степени. Для меня это большая победа». 25 декабря подготовила и провела внутришкольный конкурс «Лучшая новогодняя песенка».
Монгуш Айбек Валерьевич, выпускник 2018 года Алтайского государственного института культуры. Начал работать преподавателем по классу изобразительное искусство в ДШИ с.Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна. Контингент учащихся составляет 36 человек.
Как отмечает директор ДШИ Иргит Урса Базыр-ооловна , «Айбек Валерьвич к каждому учащемуся находит индивидуальный подход. Хорошо умеет применять теоретические знания на практике, умеет анализировать деятельность преподавателя, детей и свою, собственную. Обладает организаторскими умениями, коммуникабелен, ответственен, организован, самостоятелен. На третьем месяце работы принял участие в Республиканском конкурсе в городе Ак-Довурак среди учащихся ИЗО «Авыралдыг авам- Алдын хун дег чырыткым» его учащийся Хертек Артыш стал Дипломантом I степени, на выставочных работах Хертек Артыш получил III место, другой учащийся Доржу Яндана I – место и также призовые места Кара-Сал Чаян Х-М, Иргит Долгар М за участие Иргит Долума А.»
Айбек Валерьевич подготовил и провел внутришкольную выставку «Удивительный мир папье-маше». После уроков самостоятельно работает: сделаны сувениры, рисунки и подделки для украшения национальной юрты, проделана работа по реставрации утвари, сундуков, аптары, улгуурге, ширээ (национальные столы и стулья).
Ооржак Шораана Эресовна, выпускница 2017 года Новосибирского государственного педагогического университета по специальности «Народная художественная культура».
Начала работать преподавателем по классу декоративно-прикладное искусств в родной ДШИ г.Ак-Довурак. Ведет занятия по декоративно-прикладному искусству. В классе преподавателя обучаются 23 учащихся.
Шораана отмечает, что «пришла работать в свою же школу, потому что с детства очень много приятных воспоминаний об этом месте у меня. Большинству ребят, которые со мной учились, творчество было действительно интересно, поэтому на занятия хотелось приходить. Большинство моих преподавателей стали моими коллегами, чему я очень рада.
Сама школа и коллектив прекрасны! Очень уютная и домашняя атмосфера, занятия с моими детьми проведенные под звуки гамм и легких классических мотивов или лепка в кабинете, из которого по соседству находятся классы по хореографии и баяна. Меня вдохновляют работать с большим энтузиазмом – музыка, наставления коллег, желания моих учащихся приходить на занятия с большим интересом и их маленькие творческие успехи. В дальнейшем планирую развиваться, повышая свой педагогический опыт, дорожить честью школы и обучать детей прекрасному, чтобы они связали жизнь с искусством».
Во время новогодних каникул во Дворце культуры гюак-Довурака перед киносеансом провела мастер-класс «Тыва харжыгаштар». результаты восхитили и детей, и зрителей, и коллег.
Куулар Кежик Иванович, выпускник 2015 года Красноярского колледжа искусств им.Иванова-Радкевича. Педагогический путь начал преподавателем по классу баяна в ДШИ с.Сукпак Кызылского кожууна. Контингент учащихся составляет 5 человек. Кроме специальности работает концертмейстером народного сценического танца.
Помимо своей специальности как баяниста, участвует в оркестре русских народных инструментов преподавателей ДШИ с .Сукпак.
По мнению директора ДШИ с.Сукпак Серен-оол Шенне Михайловны, за время работы Кежик Иванович показал себя грамотным преподавателем и исполнителем-профессионалом и квалифицированным концертмейстером. Организовал работу в своем классе, повысил испонительский уровень учеников, имеет стабильный континент учащихся.
Болзук Эликмаа Эресовна, выпускница 2015 года Кызылского колледжа искусств имени А.Б.Чыргал-оола по специальности «Этно-художественное творчество». В настоящее время учится на заочном отделении Кеменровского государственного инситута культуры. Преподает сольное народное пение в ДШИ с.Кунгуртуг Тере-Хольского кожууна. Контингент учащихся класса составляет 10 человек.
Как отмечают старшие коллеги, Эликмаа Эресовна зарекомендовала себя как ответственный, целеустремленный, трудолюбивый работник. В коллективе отношения дружелюбные, она всегда отзывчива, открыта. С поставленными задачами и проблемами справляется быстро и качественно.
Полгода для всех молодых педагогов прошли недаром – написаны рабочие программы, школьные классы подготовлены к учебному году. Уже позади первоначальные проблемы, связанные с подготовкой к урокам, заполнению классных журналов и других многочисленных документов, проверкой самостоятельных работ, подготовкой индивидуальных заданий, запоминанием учеников….
И работа с детьми молодым специалистам очень нравится. Каждый ребенок обладает каким-нибудь даром, главное этот дар вовремя заметить и развить. Молодые специалисты полны надежд, энергии и творческого вдохновения, мечтают, чтобы их ученики в будущем стали большими профессионалами.
Учащиеся молодых специалистов активно участвуют в районных мероприятиях, а также в конкурсах. Некоторые из вновь прибывших педагогов уже в этом году поступили заочно в высшие учебные заведения.
В каждой школе складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному росту молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности.
Принимая молодого педагога в свой педагогический коллектив, более опытные педагоги должны обучать, направлять, корректировать деятельность молодого педагога. Именно от коллектива зависит то, каким педагогом станет молодой специалист, пришедший в школу. С этой целью в школе необходимо создание условий развития начинающего педагога, где он мог бы найти ответы на возникающие вопросы, проведение семинаров, мастер-классов с активным участием молодого педагога.