ТАНЦУЕМ СОВРЕМЕННО

События

20 Янв.

В детской хореографической школе г.Кызыла прошли первые в 2019 году курсы повышения квалификации по современной хореографии

     Новое учебное полугодие для 37 педагогов-хореографов республики  из 14 ДШИ и 5 общеобразовательных школ началось с участия в курсах повышения квалификации «Современная хореография: Теория и практика».   

   Курсы проводила  Коновалова Татьяна, за плечами которой отделение современного танца Московского государственного университета  культуры и искусства  и магистерская программа «Художественные практики современного танца» в Академии российского  балета им. А.Я.Вагановой. Не менее важным является и то, что Татьяна  выпускница того учебного заведения, в котором проводила курсы – детской хореографической школы г.Кызыла.  Она закончила классическое отделение  и являлась солисткой образцового детского классического балета «Алантос». Путь к современной хореографии  у нее  был осознанным, об этом она поделилась в большом интервью газете «Центр Азии» в  сентябре 2017 года «Надо действовать, надо взрослеть».  Сегодня она востребована и как танцовщица, и как педагог, и как постановщик. И проведенные курсы тому подтверждение.

         Современное направление танца значительно отличается от всех других направлений  хореографии. В отличие от классического, народно-сценического, историко-бытового и бального,  основанных на четких  канонах, гендерном разделении, отточенности эталонных  движений и т.д., современный танец более свободен. Если  там есть четкие позиции рук, ног, корпуса, головы, то в современном танце важно понимание тела как единого целого. Один из основателей современного романтического  балета    Михаил Михайлович Фокин  еще в начале 20 века говорил, что «…надо, прежде всего, изучить самого себя, свое собственное тело, подчинить его себе, научиться чувствовать малейшее свое движение, каждую мышцу, каждый изгиб, каждый свой мускул и только после этого можно приступать к работе над созданием сценической формы».

      Пожалуй,  это главное,  что хотела донести до участников курсов Татьяна Коновалова.  Каждый из трех дней после разогрева, они пытались услышать себя, ощущения своего тела свободными от обуви стопами, себя, двигаясь  в пространстве, стоя, лежа, соприкасаясь с партнерами. Для поиска образов, которые помогали бы найти то или иное качество в теле исследовали различные качества движения  (континум, рибаунс, импульс, дроп) и принципы механики движения (инерция, спирали, взаимосвязь центра и периферии тела, перетекание веса).

Выступая как опытный перформер , Татьяна,  не навязывая готовых решений, мастерски провела уроки и по композиции. Каждая группа из пяти-шести человек  выбрала  свои  движения и их комбинацию на итоговом уроке-показе.  А своеобразный танцевальный батл позволил прямо в зале «родить» и показать креативные, по мнению слушателей,  композиционные решения.

Закончились курсы  круглым столом «Обобщение полученной информации, анализ, рефлексия»,  который провели, сидя прямо  на полу в танцевальном зале. Каждый из слушателей поделился своими ощущениями от работы в течение трех дней и пожеланиями на будущее.

 Считается, что нежеланием подчиняться  обязательным правилам и отказом от навязанных канонов, современный танец интересен и близок  молодому поколению. Однако, среди слушателей были не только молодые, но уже опытные педагоги и всем им одинаково были профессионально интересны три дня, проведенные с Татьяной.  Важна трансляция полученных знаний, ощущений и умений своим ученикам. Пусть не у всех из них получается стоять на пуантах,  выбивать идеальные дроби или выполнять шассе, но их необходимо научить пластической культуре, владению своим телом как средству самопознания и самовыражения.

     Современная хореография многолика, многопланова, многоуровнева и в  силу этого она  и проста, и трудна. В детских школах искусства республики она незаслуженно занимает далеко не первое место. Но хочется надеяться, что получив базовые знания и умения, педагоги по-новому посмотрят на этот предмет.